В последние годы отечественный медпром расширяет свои позиции на рынке, доля российских медицинских изделий растет. Ответственные органы регулярно отчитываются, о том, какие меры поддержки отрасли разработаны, приняты, произвели эффект. Но нужна и обратная связь: что волнует самих производителей? Какая помощь от государства требуется российским компаниям, с какими трудностями они сталкиваются? Этим вопросам было посвящено совместное заседание Межведомственного координационного совета коллегии Военно-промышленной комиссии Российской Федерации по развитию производства медицинских изделий в организациях оборонно-промышленного комплекса, которое состоялось 11 ноября.
В мероприятии приняли участие более 150 производителей российских медицинских изделий. У каждого была возможность задать вопрос, рассказать о собственном видении ситуации, выступить с конструктивным предложением. Собравшиеся обсудили три наиболее актуальных на сегодняшний день проблемы: особенности формирования Каталога товаров, работ, услуг (КТРУ) и его взаимодействия с Государственной информационной системой промышленности (ГИСП); необходимость совершенствования системы государственной статистики, характеризующей состояние производства и выведения на рынок медицинских изделий российского производства; возможность введения НДС для продукции иностранного производства, имеющей российские аналоги, включенные в 102-е постановление Правительства.
Каталог КТРУ
Работа по созданию каталога, которую ведет Минфин, продиктована необходимостью формализовать процесс госзакупок, минимизировать некорректные манипуляции с закупаемыми изделиями, повысить прозрачность закупок и эффективность использования бюджетных средств, снизить коррупцию, улучшить сбор статистических данных и, как следствие, планирование.
Виктория Цыбульская, начальник отдела информационного обеспечения в сфере закупок Департамента бюджетной политики в сфере контрактной системы Минфина России, рассказала, что при Минфине России создан экспертный совет, курирующий работу над КТРУ. В его состав входят представители федеральных органов исполнительной власти, в том числе Минздрава и Минпромторга, органов исполнительной власти субъектов РФ, научно-исследовательских организаций, а также врачебного и бизнес-сообщества.
«Министерство обеспечивает наполнение каталога новыми позициями по наиболее востребованным при осуществлении закупок товарам, работам, услугам в соответствии с очередностью, определенной дорожной картой, утвержденной Первым заместителем Председателя Правительства РФ И.И. Шуваловым. В настоящее время каталог содержит более 44 000 позиций по всем видам медицинских изделий. С начала функционирования КТРУ в нем было размещено 140 000 заказов на медицинские изделия от государственных заказчиков на сумму около 62 миллиардов рублей», - подчеркнула Цыбульская.
О практике участия в закупках с применением возможностей КТРУ и сложностях, которые при этом возникают и у производителей, и у заказчиков рассказал директор ЗАО «ДНК-Технология» Владимир Колин. Его замечания были учтены, а по результатам встречи вынесено решение – шире привлекать представителей Ассоциации производителей средств клинической лабораторной диагностики на площадки Минфина для совместной работы над каталогом.
Статистика
Второй вопрос, который одинаково волнует и промышленников, и чиновников, и представителей медицинского сообщества – это статистические данные. Все заинтересованы в получении максимально полной информации о том, сколько и какой техники требуется российским медицинским учреждениям, какой у них срок службы, когда потребуется техническое обслуживание и т.д.
«В СМИ появились данные о том, что с начала реализации Национального проекта «Здравоохранение» было закуплено медицинской техники на 154 миллиарда рублей. А какая сумма из этого приходится на продукцию отечественных производителей, мы не знаем. Мы попросили наших коллег из Минпромторга и Росстата посоветовать, как сделать так, чтобы через систему статистической отчетности получать эту информацию», - отметил Олег Бочкарев, заместитель председателя коллегии Военно-промышленной комиссии Российской Федерации, сопредседатель межведомственного координационного совета коллегии Военно-промышленной комиссии Российской Федерации по развитию производства медицинских изделий в организациях ОПК.
Наталья Воробьева, начальник Управления организации статистического наблюдения и контроля Росстата предложила использовать для сбора статистики административную информацию Федеральной таможенной службы России, Минздрава и Минпромторга РФ. Дмитрий Павлюков, заместитель руководителя Росздравнадзора, отметил, что также необходимо учитывать данные единой информационной системы «Здравоохранение», в которой формируются «паспорт» каждой медицинской организации и указываются сведения о ее оснащении. По результатам заседания Минпромторгу РФ было направлено поручение: совместно с Росстатом подготовить предложение по организации статистической отчетности, касающейся закупок медицинской техники отечественных производителей.
НДС преткновения
Больной вопрос для отечественных производителей – это льготный НДС для импортных участников госзакупок. Собравшиеся обсудили проект постановления РФ по вопросам обложения налогом на добавленную стоимость медицинских товаров, поименованных в постановлении Правительства Российской Федерации от 05.02.2015г. № 102 «Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов медицинских изделий для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Необходимость принятия данного постановления в своем выступлении обосновал президент ГК «Медицинские Технологии» Анатолий Дабагов.
«После запуска программы развития медицинской промышленности на 2013-2018 годы доля отечественных производителей выросла приблизительно с 13 до 21%. При этом появились российские предприятия, которые производят продукцию по качеству полностью удовлетворяющую требованиям российского здравоохранения, а по характеристикам не только не уступающую, но и нередко превосходящую импортные аналоги. Но сейчас льготный НДС для иностранной продукции практически тормозит развитие отечественной медицинской промышленности. Расчеты экспертов показывают, что введение НДС для продукции иностранного производства не приведет к повышению цен и, следовательно, затрат системы здравоохранения, при этом поставит в равные конкурентные условия российских и иностранных производителей. Кроме того, это будет одним из стимулов к локализации производства», - отметил Дабагов.
Минфину и Департаменту налоговой и таможенной политики было дано поручение рассмотреть Проект постановления Правительства по данному вопросу.
Комментарии
Показать все комментарии