Новости

Все новости

Что может дать государство российским экспортерам фармпродукции?

702_1202339677

Основной задачей Стратегии развития фармацевтической промышленности РФ на период до 2030 года является поддержка инноваций и наращивание экспорта. О растущем экспорте отечественной фармпродукции говорил недавно и Президент России Владимир Путин в ходе ежегодной большой пресс-конференции для журналистов. Согласно планам, к 2024 году поставки фармпродукции на внешние рынки должны увеличиться в 4 раза – с 700 млн до 2,8 млрд долларов в год.

На какую поддержку со стороны государства могут рассчитывать экспортеры фармпродукции?

Приоритетные рынки

Сегодня все без исключения страны мира заинтересованы, с одной стороны, в снижении бюджетных затрат на лекарственное обеспечение, а с другой стороны, в комфортном ценообразовании на фармпрепараты, чтобы сделать лекарства более доступными для людей. Поэтому на глобальные рынки активно проникают компании со сравнительно дешевыми продуктами полного цикла. К примеру, Индия, производя на своей территории фармпрепараты, начиная с этапа синтеза молекул, ведет себя довольно агрессивно на разных экспортных рынках.

За последние пять лет и у российских фармкомпаний появились компетенции и собственные продукты по разным нозологическим группам – туберкулез, ВИЧ, сахарный диабет, онкология, гепатит, которые можно предложить на внешние рынки.

Работа по анализу перспективных направлений экспорта отечественной фармпродукции была проведена Минпромторгом, в результате чего ведомство подготовило рекомендации, на каких именно рынках необходимо сосредоточить основные усилия государства для поддержки экспортеров. В качестве приоритетных отмечены рынки Латинской Америки и Восточной Азии. Нормативная база этих государств гарантирует достаточно быстрое поступление российских фармпрепаратов в продажу. Кроме того, на развивающихся рынках высока потребность в тех или иных фармпродуктах, связанная с конкретными проблемами здравоохранения в той или иной стране, которую можно удовлетворить за счет российской продукции.

«Мы будем выстраивать активную государственную политику в продвижении российской продукции на эти рынки, – подчеркнул первый заместитель министра промышленности и торговли РФ Сергей Цыб. – Но это не значит, что российские фармкомпании не могут замахнуться на европейский и американский рынки».

Фармпродукты на экспорт

Основными фармацевтическими продуктами, идущими на экспорт, традиционно считаются инновационные препараты, однако выходить с ними на внешние рынки довольно сложно. На всех рынках существует своя регуляторика, свои возможности, свои компании и свои национальные интересы. Поэтому без комплексной поддержки, в том числе со стороны государства, сегодня крайне сложно продвигать свою продукцию на внешних рынках.

«Когда выпускается препарат полного цикла, то по всей производственной цепочке можно регулировать простые затраты и управлять ими, – считает первый замминистра промышленности и торговли Сергей Цыб. – Если фармпрепарат конкурентоспособен на внутреннем рынке, с таким продуктом можно выходить и на другие рынки и быть там конкурентоспособным».

К примеру, все биоаналоги, которые сегодня производятся в России, – это препараты полного цикла. Абсолютно очевидно, что выпускающие их компании имеют экспортные амбиции. Вот почему нужно всеми силами поддерживать производство субстанций на территории России, считают в Минпромторге.

Одни из наиболее востребованных на глобальных рынках фармпродуктов – иммунобиологические препараты.

«Мы нацелены на формирование полного блока вакцин собственного производства, чтобы обеспечить и национальный календарь, и группу продуктов по эпидемическим показаниям для нашей страны, – отметил Сергей Цыб. – Создавая эту возможность, нам будет что предложить и за пределами РФ. Такого рода экспорт требует особого подхода и участия государства в продвижении этой продукции на внешние рынки».

Опыт компаний-производителей вакцин, которые экспортируют свою продукцию за рубеж, говорит о необходимости детального анализа стран по эпидобстановке и эпидпоказаниям. Нужна профессиональная аналитика того, с какими продуктами в какие страны выходить, и насколько конкурентоспособны отечественные продукты.

Продвижение иммунобиологических препаратов предполагает участие крупных международных организаций, которые работают в сфере здоровьесбережения – начиная от Всемирной организации здравоохранения и заканчивая другими международными институтами, которые занимаются формированием прогрессивных систем здравоохранения в развивающихся странах. Поэтому в продвижении иммунобиологических препаратов российские регуляторы предлагают фокусировать внимание на сотрудничестве со всеми международными институтами.

Доступ к «домашнему» рынку

Однако прежде чем развивать экспорт фармпродукции, необходимо максимально обеспечить доступ российским компаниям к собственному рынку со всеми вытекающими последствиями – ростом, капитализацией и созданием национальных чемпионов там, где мы научились производить качественные, эффективные и безопасные лекарственные препараты. В этом случае компании получат дополнительные возможности для того, чтобы задумываться об экспансии и строить планы развития экспорта своей продукции.

Для поддержки отечественных фармпроизводителей полного цикла Министерства финансов РФ выпустило приказ, предусматривающий 25-процентную преференцию в цене при госзакупках производителям препаратов полного цикла, которые синтезируют субстанции. Минпромторг России призывает внимательно изучить этот документ, поскольку он дает дополнительные возможности российским производителям субстанций быть конкурентоспособными на собственном фармацевтическом рынке.

«Мы очень долго шли к этому решению, обсуждали его на различных площадках, – отметил Сергей Цыб. – Это дополнительный шаг для стимулирования производства препаратов полного цикла в России, что ведет в конечном итоге к конкурентоспособности наших компаний и на внешних рынках».

Одним из действенных инструментов поддержки отечественных производителей стал специнвестконтракт (СПИК).

«В настоящее время в рамках этого инструмента формируется дополнительное нормативное поле, – пояснил Сергей Цыб. – Поэтому до конца года ряд инициатив и проектов находятся в стадии ожидания».

Сейчас совместно с Министерством финансов РФ, Федеральной антимонопольной службой и Министерством экономического развития, Минпромторг России окончательно формирует новый пакет нормативных решений в отношении специнвестконтрактов. Уже в следующем году можно будет в полном объеме воспользоваться этим инструментом, заверили в Минпромторге.

«Улица с двусторонним движением»

Для поддержки экспорта промышленной, в том числе фармацевтической, продукции в рамках Национального проекта «Международная кооперация и экспорт» недавно также появился ряд механизмов. Поддержка клинических исследований за рубежом, которые проводятся в рамках регистрационных процедур при выходе продукции на внешние рынки, упирается в формирование конкретной нормативной базы.

«Необходимо принять сбалансированные решения, чтобы за поддержкой клинических исследований за рубежом последовал экономический эффект, подтверждающий, что финансовые средства государства не были потрачены зря, – отметил Сергей Цыб. – Фармкомпании должны четко понимать, что и в каком объеме им нужно, но при этом Минпромторг будет фиксировать ответственность и обязательства сторон, а также конкретный KPI по достижению тех или иных показателей».

Если Минпромторг поддерживает экспорт, он должен четко понимать, какой будет объем экспорта у компании, как она будет его гарантировать. Поэтому это «улица с двусторонним движением», подчеркнули в ведомстве.

Комплексная задача

Эффективная поддержка экспорта непосильна какому-то одному ведомству. Это комплексная задача абсолютно всех ветвей власти, организаций и предприятий, заинтересованных в продвижении нашей фармпродукции на глобальных рынках, в том числе торговых представительств России в разных странах мира. В Минпромторге же заверили, что готовы аккумулировать все эти усилия.

«Нам важно услышать предложения и пожелания фармы, для того чтобы со следующего года более эффективно продвигать нашу фармпродукцию на другие рынки, – отметил Сергей Цыб. – Нужно понимать, где и какие усилия мы должны предпринять для активного взаимодействия с зарубежными партнерами, и по каким направлениям предлагать свои возможности для развития взаимодействия на межгосударственной площадке».

Правильно выстроенная системная работа по поддержке экспорта фармпродукции необходима, чтобы достичь результата, который заложен в проекте Стратегии развития фармацевтиеской промышленности РФ на период до 2030 года.

Источник: АиФ ЛекОбоз

ФАРММЕДЭКСПО11 января 2019
8